ПРО ПУТЬ ОТ НУЛЫ ДО СЕЛА ФОМИНКИ И ПРО СЕЛО ФОМИНКИ

После реки Нулы дорога пошла на подъём, и у деревни Горловка мы оказались на высотке 120-125 м над уровнем моря. Это водораздел бассейнов Мотры и Виши. Бассейн Виши между шоссе и озером (до озера здесь около 10-12 километров) представляет заболоченную низину с высотами 80-85 м. На чуть более высоких сухих местах когда-то располагались десять деревень. Две из них, оказавшиеся у шоссе, и сегодня по нынешним временам считаются довольно населёнными (в обеих по 43 жителя). Это Реброво и Рассве­т (до революции Огрызково). Четыре деревни опустели (Ново, Лисино, Моисеевка, Зимёнки), в других жизнь ещё теплится (это Тараново, Вамна, Баландино, Осинки), как и в селе Свято, расположенном на вышеупомянутой высотке (8 жит.).

А ведь перед революцией в селе Свято был храм во имя Михаила Архангела, построенный в 1819 – 1829 годах на средства помещика Муромцева и прихожан. В приход кроме села входили 4 деревни, в них проживало 2500 человек. Вот как опустели эти места. Село располагалось на озере Свято карстового происхождения овальной формы (365 на 275 м) площадью водного зеркала 7 га.

В селе Свято сделали остановку, чтобы была возможность упомянуть о том, что в некоторых изданиях, не говоря уже об интернете, пишут о том, что здесь в прежние времена находилась Святоозёрская пустынь. Дело в том, что в Гороховецком уезде Владимирской губернии действительно существовала Святоозёрская пустынь на Святом озере. Только находилось это озеро на самом севере Гороховецкого уезда, а в настоящее время находится в Ивановской области.

Через 3 километра после Свято мы пересекли реку Вынец и тут же оказались на очередном водоразделе (в этот раз между бассейнами Виши и Суворощи). Здесь слева от шоссе расположены две деревни, в ко­торых уже никто не живёт – Старый Поташ и Новый Поташ. Между ними 1,2 километра. Мимо Старого Поташа протекает река Вынец (приток Виши), а мимо Нового Поташа — река Ингирь (приток Суворощи). Мы хотели было побывать в этих деревнях, но от них, как нам сказали, даже следа не осталось. Во Влади­мирской области пока ещё числится 316 деревень, в которых на момент проведения переписи никто не проживал, в том числе в Гороховецком районе – 22 таких деревни. Но многие из них летом заполняются дачниками (например, в расположенной, как и Старый Поташ на реке Вынец, деревне Лисино более 20 до­мов, в деревне Зимёнки, стоящей на том же Вынеце – 15 домов).

Река Ингирь берёт начало в 3 километрах к западу от Нового Поташа, подходит ниже Нового Поташа вплотную к шоссе (тут шоссе проложено по насыпи), но шоссе не пересекает. Ингирь течёт параллельно автодороге и впадает Суворощь в 2,3 километрах от моста на ней через реку Суворощь (это по прямой) и в 5 километрах – по руслу реки. Перед впадением в Суворощь Ингирь делится на два русла: второе рус­ло – это искусственный канал длиной 1 километр впадает в Суворощь в 3 километрах от моста по руслу реки. Длина реки 18 километров, площадь бассейна — 71 кв. км. Название реки Ингирь происходит от часто встречающегося гидронимического названия территорий древней мери (у марийцев «енгер» – «ру­чей, речка»).

Название деревень Старый Поташ и Новый Поташ произошло от промысла поташа. Химические про­мыслы были широко распространены ещё на Руси. Продуктами этих промыслов были смола, дёготь, дре­весный уголь, железный купорос, селитра, сера, мыло и др. Важное место занимал поташ (в XVII – начале XX века он был предметом экспорта из России в Западную Европу). Поташ употреблялся в стеклоделии при производстве красок, белении льняных холстов, дублении дорогих сортов кожи. Поташное произ­водство требовало очень много золы, и было развито в лесных местностях (из 1 куб. м леса получалось 0,5-0,75 кг поташа). В южных областях поташ производили, сжигая листья и стебли подсолнечника, полыни, отходы свекольно-сахарного производства.

Впереди большое село Фоминки (1305 жителей) Оно и до революции было достаточно большим селом (в 1859 году 688 жителей, в 1905 году – 1156 жителей). Как видим, современная численность населения села уве­личилась в сравнении с дореволюционной численностью, что является редким исключением из «пра­вил». Фоминки – старинное село, долгое время стояло в стороне от тракта Муром – Гороховец. В стороне протекали и реки. Не было вблизи и озёр. В основном приходится читать, что письменное упоминание о Фоминках относится к 1678 году. Тогда это была деревня, в которой был дворянский двор (в нём жил приказчик).

По уточнённым сведениям деревня Фоминка известна с 1462 года, когда великий князь Василий Тём­ный завещал её своему сыну Ивану III. После великих князей и царей Фоминками владело около 15 персон. В 1619 году царь Михаил Федорович Романов пожаловал Фоминки думному дьяку Николаю Новокщёнову. А позже деревней владели бояре Одоевские, князья Долгоруковы, заводчики Демидовы и другие известные в России фамилии (Жеребцовы, Зубовы, Орловы, Половцевы, Сироткины и др.). Большую роль в судьбе Фоминок сыграла Марфа Петровна Долгорукова, которая в отличие от прежних владель­цев после казни мужа жила не в столице, а в имении. Считается, что она построила плотину на овраге и основала настоящую усадьбу с домом на берегу пруда, садом и парком. Она же построила в Фоминках в 1750-53 годах первую деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией матери.

Каменная Казанская церковь построена в селе в 1806 году. В 1933 году её закрыли, и там размещалась пекарня. В 1974 году церковь взорвали, и на её месте построили ресторан. При ликвидации Владимирской губернии её юго-восточная и восточная части отошли к Нижегородскому краю, и с 1929 года село Фоминки, как и соседние города Муром и Меленки, становится районным ром края (с 1936 года – Горьковской области).

С 1944 Фоминки – районный центр Владимирской области. В 1959 году Фоминский район был дик­тован, его территорию разделили между Вязниковским, Гороховецким и Муромским районами. 50 году на базе небольших колхозов был образован крупный совхоз «Фоминский» (10962 га сельхозугодий) с центральной усадьбой в Фоминках. Одновременно село являлось центром сельсовета, объединено 18 населённых пунктов. В настоящее время Фоминки – центр Фоминского сельского поселения, соединяющего 38 населённых пунктов с общей численностью населения 2307 чел., более половины из которых проживает в Фоминках.

Специально в Фоминки туристы вряд ли поедут, но проездом, конечно же, обязательно остановятся, главной достопримечательностью села является пожарное депо, построенное на рубеже веков вольной пожарной дружиной Фоминок, основанной в 1898 году по инициативе братьев-крестьян Чекуновых и купца Бахтова. Дружина считалась лучшей в губернии. Численность дружинников доходила до 338 человек, делились на отряды багорщиков, трубников, водоснабжателей, лазальщиков, топорщиков и санитаров. Каждый знал своё дело в совершенстве. Кроме того, молодёжь из дружинников организовала при пожарном депо народный театр, и депо, можно сказать, стало центром культурной жизни села, сегодня старинное здание используется по прямому назначению. На здании установлена памятная а в честь одного из основателей вольной пожарной дружины и первого начальника команды – Алексея Афанасьевича Чекунова. О втором основателе вольной пожарной дружины Иване Афанасьевиче Чекунове ходят легенды (хотя жители села уверяют, что это никакие не легенды, а истории из жизни их земляка). Рассказывают, что Иван Афанасьевич был человеком необыкновенной судьбы – он был «ходоком». Ходоками назывались выборные из крестьян, которые посылались для «решения вопросов» в уезд, губернию,  столицу, а то и в Сибирь для ознакомления с незаселёнными землями на Востоке страны. Иван Афанасьевич, по их словам, в разные годы доходил до Столыпина, Керенского и самого Ленина, ни уверены, что на картине Серова «Ходоки у Ленина» могучий старик в грязных сапогах – и есть Иван Чекунов.

И здесь возникают большие сомнения. Сохранилось много фотографий начала века, где костяк дружинников, в который входили и братья Чекуновы, очень аккуратен и в одежде, и в обуви, и в бороде. Петрограда Иван Чекунов не по грязи шлёпал, а добирался от Гороховца или Мурома по железной дороге. Так что…

Здание пожарного депо стоит на берегу старинного пруда, который здесь называют не иначе, как Фоминским озером. Пруд обсажен вётлами и выглядит живописно.

На противоположном берегу пруда расположена Кирпичная кубическая одноглавая «входная» часовня Пантелеймона Целителя, построенная в конце XIX – начале XX веков рядом с Казанским храмом. Она была закрыта вместе с храмом и в советское время никак не использовалась. При взрыве храма часовня, находившаяся в непосредственной близости от него, чудом уцелела. В настоящее время отреставрирована и поддерживается в хорошем состоянии.

На некотором удалении от пруда расположен старинный парк с насаждениями липы, дуба, берёзы, ели конечно же, лиственницы. Хотя даже вдоль озера начинают попадаться более чем вековые ели, липы сетных посадках и лиственницы. То есть, барский парк начинался прямо от пруда. Почему выше подчёркнуто – «и, конечно же, лиственницы»? Возраст большинства лиственниц превышает 100 лет, старейших из них – 200 лет. Обхват стволов самых крупных лиственниц превышает 300 см. Это самые могучие лиственницы во Владимирской области.

С 1992 года в Фоминках возобновлён приход храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Бого­служения до октября 2011 года проводились во временно приспособленном помещении – в одном здании с двумя магазинами.

В 2011-м стараниями настоятеля Свято-Троицкого Никольского монастыря игумена Илии Иванова и настоятеля храма села Фоминки иерея Сергия Коробова построен храм. Помогала строить храм обще­ственная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Осознание».

На пожертвования благодетелей из Москвы, которые пожелали остаться неизвестными, и построен новый храм, который освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 29 октября 2011 года. Храм построен среди парка и, несомненно, является его украшением.

На выезде из Фоминок в сторону Быкасова справа от дороги небольшой пруд. Его фоминковцы так называют озером (озером Хасан), что характеризует их людьми с большой фантазией.

Про путь от Нулы до села Фоминки и про село Фоминки / Локтионов, Е., Никитин Ю. // По владимирским проселкам, рекам, городам и весям. – Владимир: Транзит-ИКС, 2018. – с. 333-336