ТАТЬЯНА НИКИФОРОВА
Легендарное прошлое Клязьмы
Современному жителю Коврова трудно представить, что когда-то на берегу реки Клязьмы располагалась большая пристань, где швартовались пароходы, баржи и мелкие суденышки.
Пароходство было открыто в 1887 году. Впрочем, важной транспортной артерией река была и раньше. Еще до открытия пароходства по ней доставляли и отправляли различные грузы во Мстеру, Холуй, Гороховец, но преимущественно в Вязники. До Коврова суда поднимались только до спада воды — после весеннего разлива, поэтому и пристань у нас появилась позднее.
В отчете царю за 1843 год владимирский губернатор писал: «…по реке Клязьме прошло 28 судов, лесных плотов нет. Пристани — г. Вязники и Холуйская. Судоходство было менее по количеству судов, но более по грузоподъемности по причине хорошего разлива».
Передо мной лежит уникальная книга под названием “Река Клязьма, пароходство по ней, виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом», год издания – 1893! Автор Н. Свавицкий – преподаватель Белевской Прогимназии. Приведу несколько цитат из этого идания:
«С 1887 году в пределах европейской России еще одна река завоевала себе право называться пароходной, оказалась вполне способной к оживленному пароходному сообщению. Это река Клязьма, впадающая в реку Оку около города Горбатова, живописно расположенного по правому берегу Оки. От устья Клязьмы до Горбатова считается 7 верст. Клязьма довольно глубока и широкая река. Она до открытия пароходства составляла весьма важный путь по доставлению и отправке всякого рода грузов для села Мстера, слободы Холуя, города Гороховца; преимущественно же для фабричного города Вязников….Теперь судоходство по Клязьме уступило место пароходству, отличающемуся удобствами и дешевизною перевозки товаров. Пароходы почти вытеснили прежние способы отправки их на обыкновенных речных судах. О полноводии Клязьмы и ее правоспособности к пароходному движению почти и не думали жители прибрежных сел, деревень и городов по безразличному отношению, отсутствию сознания полезности и годности для пароходов реки. …»
Далее автор пишет о красоте нашей реки. «Берег Клязьмы способен соперничать с восхитительными берегами Оки. Клязьма в своем течении отличается чрезвычайною быстротою. Течение ее извилисто. Едва ли найдется в пределах европейской России такая прихотливая река на изгибы и крутые повороты, образующая множество полуостровов, представляющих обильные луговые равнины».
Инициатива пустить пароходы по Клязьме принадлежит Костромскому помещику Катенину, у которого раньше пароходы совершали рейсы по реке Унж, притоку Волги. По неизвестным для нас причинам Катенин перенес с 1887 года свою деятельность, т.е. направил свои пароходы на реку Клязьма для плавания между Холуем и Нижним Новгородом. Опыт оказался очень удачным.
Первым по Клязьме «пошел» пароход «Посыльный», он делал рейсы два раза в неделю. При открытии пароходства по Клязьме действовали частные руки. Правительственного руководства с самого начала не было. «Только, когда уже выяснилась вполне способность к вообще беспрепятственному и правильному движению по реке пароходов, со стороны правительства были приняты меры к обеспечению и способам улучшения плавания их устройством условных столбов в местах крутых поворотов и постановкой бакенов на перекатах»
Таким образом Клязьма, остававшаяся в тени, стала наравне с другими пароходными реками играть немаловажную роль , как удобная речная дорога в перевозке пассажиров и многочисленных грузов. В 1889 году у Катенина Николаев приобрел три парохода. И переименовал их из «Посыльного» в «Григория», из «Клязьмы» во» Владимир», из «Коврова» в «Николай».
В 1890 году работали по Клязьме исключительно четыре парохода: «Владимир», «Георгий», «Матвей», «Николай». «Пароходы были счастливы в материальном отношении»
С 1890 года мысль о пароходстве по Клязьме привлекала внимание многих заинтересованных лиц. И вот, в 1891 году, по Клязьме пускают пароходы два владельца. Николаев и Щербаков. У последнего пароходы были более усовершенствованные, более скоростные и удобные. При этом цена на перевоз пассажиров назначалась весьма умеренная.
Пристань в Коврове появилась в 1854 году. «Судов по Клязьме в этот год прошло 203, лесных плотов 77… Судоходство производилось более против прежних лет, по случаю отправки большого количества войск» (во время Крымской войны).
Здесь грузились «белая» глина, кирпич, камень бутовый, корье, овчина, стеклянный товар, иконы, вина, мешки холщовые, дрова, лес в плотах». Разгружались – «стальные и железные изделия, чугунное литье, железо, сталь, мука, рожь, отруби, овес, горох, соль, пшено, липовый луб, стеклянный то вар, кудель, мочало, хлопок, джут, пряжа, сырой алебастр, бутовый камень, нефтяные остатки, дрова, лес в плотах».
Столетие назад Клязьма жила активной трудовой жизнью, которая к настоящему времени совершенно «умерла». На реке стали редким явлением даже обычные моторные лодки.
Кстати, сохранился список паровых и непаровых судов, зимовавших в Ковровском затоне в 1918- 1919 годах. Это пароходы «Федор Носков», 1905 года по стройки, длиной 121 фут (около 36 м) и шириной 21 фут (более 6 м); «Василии Носков», постройки 1906 года, длиной 130 ф.; «Агафон Носков» (1906); «Платон Лабутин» (1903); «Лабутин» (1896); паровой баркас «Коля» купца Лабутина и еще пять непаровых баркасов Песковых и Лабутиных. Они же держали в затоне до 13 грузовых барж с очень колоритными местными названиями — такими, как «клязьменка», «тезянка» (крытая деревянная лодка), «гусяна» (открытая).
Лабутины и Носковы были основными ковровскими судовладельцами. Кроме них, только А. И. Треумов владел еще двумя баржами – клязьменками, да южский фабрикант Балин держал на Клязьме свою тезянку.
Источник: книга «Исторические заметки о Коврове» 2003г., автор О.А.Монякова.
«Река Клязьма, пароходство по ней, виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом», 1893г.
12 Сентябрь 2014